Сегодня в рубрике «Искусство живого слова» мы поговорим о влиянии творчества Эмиля Золя на русскую литературу.
Для современных французов Эмиль Золя — это бесспорный классик, создатель литературного мира, который по своему величию не уступает в творчестве Бальзаку или Прусту.
Французский писатель, драматург, публицист и политический деятель, основоположник натурализма во французской литературе, Эмиль Золя оказал значительное влияние и на русскую литературу.
Когда в 1879 году в сентябрьском номере петербургского ежемесячного журнала «Вестник Европы» появилась программная статья Эмиля Золя об экспериментальном романе, русский читатель уже был знаком с художественными и теоретическими произведениями Золя.
Популярность этого автора в России опередила его успех во Франции на несколько лет. Этому способствовали переводы первых двух романов цикла «Ругон-Маккары»: «Карьера Ругонов» и «Добыча», выдержки из которых появились в «Вестнике Европы», а также первые положительные отзывы литературных критиков. В 1873 году в шести журналах появились переводы романа «Чрево Парижа». Благодаря этому роману и роману «Завоевание Плассана» (1874) Золя стал самым читаемым иностранным автором в России.
Иван Сергеевич Тургенев, который был лично знаком с Золя, писал ему: «On ne lit que vous en Russie» — «В России читают только вас». Именно Тургенев помог Золя заключить эксклюзивный контракт с либеральным журналом «Вестник Европы» М. М. Стасюлевича, в котором с 1875 по 1880 год Золя ежемесячно публиковал свои «Парижские письма». Среди этих публикаций была и статья об экспериментальном романе.
Причина необычайного успеха Золя в России заключается, прежде всего, в том, что левая петербургская интеллигенция поначалу считала его социально-критическим автором. Интерес критиков и рецензентов был направлен в первую очередь на политические и социальные аспекты произведений Золя, в то время как физиологические или патологические аспекты оставались без внимания. Примечательно, что в переводах, которые, как правило, были значительно сокращены, эти аспекты, а также любовные линии, не учитывались. Русский читатель тех лет был знаком со значительно «облегчёнными» версиями произведений Золя.
Однако со временем ситуация меняется, и обсуждение биологических элементов в произведениях Золя в связи с теорией экспериментального романа становится ключевым. При этом научная программа цикла «Ругон-Маккары», исследование законов наследственности, оценивается по-разному. Споры же о попытке Золя приблизить литературу к науке велись в России ещё до появления эссе об экспериментальном романе (как литературном эксперименте).
В целом же отношение русских писателей к творчеству Золя можно оценить как неоднозначное, но явно повлиявшее на дальнейшую русскую литературу.
Фёдор Михайлович Достоевский, активно участвовавший в развитии традиции антинигилистического романа, одним из первых представил на суд российской публики новаторские приёмы использования биологических элементов в повествовании. В своём последнем романе «Братья Карамазовы» Достоевский провёл антинигилистический и антипозитивистский эксперимент, объединив и видоизменив две нарративные схемы: ту, которую он сам разработал в «Преступлении и наказании», и натуралистически-биологическую схему Эмиля Золя, детерминистские постулаты которого он стремился опровергнуть.
В своём романе Достоевский создал вымышленный мир, отравленный биологической идеей, чтобы дать литературный ответ на фантасмагорию наследственности у Золя. При этом он заимствовал структуру и нарративную логику экспериментального романа Золя, чтобы отстоять тезис, противоположный позитивистскому детерминизму и утверждающий превосходство свободной воли.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк также провёл нарративный эксперимент в своём романе «Приваловские миллионы» (1883), отталкиваясь от эксперимента Золя, но отличаясь от него своей антинаучной направленностью.
Эмиль Золя оказал значительное влияние на русских писателей, которое проявилось в нескольких ключевых аспектах:
1. Социально-критическое направление:
Золя вдохновил русских авторов на более глубокое исследование социальных проблем. Его метод детального описания общественных условий был переработан и в конечном итоге стал образцом для русской литературы.
Особое влияние оказал цикл «Ругон-Маккары», показавший возможности многопоколенного повествования.
2. Художественные приёмы:
Русские писатели переняли золяистский подход к изображению человека под давлением общества. Был адаптирован метод детерминизма (влияние среды на формирование личности). Освоена техника скрупулезного описания деталей быта и характеров.
3. Реакция русской интеллигенции:
Произведения Золя вызывали острые дискуссии (чего только стоит ведущая тема цветения и разложения, протянутая красной нитью сквозь почти все произведения Золя)… Одни авторы восхищались смелостью изображения социальных проблем, другие критиковали его за пессимизм и чрезмерный детерминизм, внимание к жутким, порой отвратительным деталям.
4. Человек и социум:
Под действием творчества Золя на русскую интеллигенцию в русскую литературу проникли элементы натурализма. Писатели стали уделять больше внимания темам бедности и социальной несправедливости. Появились произведения с акцентом на борьбу человека с общественными силами.
Отчасти сыграла роль и судьба французского писателя, его внезапная смерть после громких выступлений против французской власти.
5. Особенности адаптации:
Русские авторы не просто копировали методы Золя, а творчески их перерабатывали. Французские литературные приёмы органично соединялись с русской реалистической традицией. Происходила культурная интерпретация идей Золя с учётом российской действительности.
Таким образом, влияние Золя на русских писателей было многогранным: от прямого заимствования художественных приёмов до формирования нового взгляда на социальную роль литературы. Его творчество стало катализатором развития социально-критического направления в русской литературе и способствовало обогащению художественных методов русских авторов.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: