Рекламный баннер 990x90px ban1
81.14
92.22

Дорога длиною в столетие (Яблочкова Нина Ивановна - представитель краеведческого общества "Наследие - Пестово")

Дорога длиною в столетие (Яблочкова Нина Ивановна - представитель краеведческого общества "Наследие - Пестово")

Наш город Пестово начинался со станции, что была построена к 1919 году на ветке железнодорожного пути Волхов – Рыбинск. В том же 1919 году через станцию Пестово пошли поезда. Первые работники железной дороги, люди, попавшие на станцию во время строительства лесоперерабатывающего предприятия концессии «Мологолес», оставили воспоминания о том, как зарождалась жизнь рабочего поселка в 20-30-е годы. Сегодня этих людей с нами уже нет, а их воспоминания, заботливо записанные и сохраненные краеведом Яблочковой Ниной Ивановной, живы.

(Пантелей Емельянович Тихомиров, 1901 года рождения из деревни Русское Пестово)

… В 1912 году нас мальчишек в возрасте 10-14 лет нанимали за гроши носить в люльках (заплечных мешках) песок с берегов Мологи для строительства железнодорожной насыпи. Но в 1914 году строительство прекратилось из-за начала Первой мировой войны. Шпалы, которые напилили на пилораме лесопильного завода (сейчас это место старожилы называют «старый завод» - берег Мологи за пятиэтажными домами на улице Серова) увезли куда-то...

(Александр Васильевич Китаев, 1885 года рождения, уроженец села Покров – Молога)

… После революции в 1918 году в Петербурге было голодно, пришлось с семьёй на лошадях переехать в Покров – Мологу, железная дорога ещё только создавалась. Туда и устроился на работу начальником снабжения. База строительства располагалась в деревне Ерёмино… В 1916 году пленные австрийцы и китайцы строили железную дорогу промышленно-военного назначения Петербург - Мга – Рыбинск.

К 1918 году окончили строительство ветки от Овинищ до Красного Холма. Для продолжения строительства железной дороги вновь открыли лесопильный завод, чтобы делать шпалы. Для рабочих завода построили три барака, а в 1919 году – четвёртый. Рабочие на строительство шли из окрестных деревень, были и приезжие. В 1918 году построили небольшой вокзал, но здание на следующий год сгорело, новое временно обустроили прямо в вагоне.

Вдоль строящейся железной дороги стали появляться дома приезжих людей: лавочников, зажиточных мастеровых людей, портных. Там пекли и продавали пряники, леденцы и другие пищевые продукты. Так появилась Вокзальная улица. На другой стороне железной дороги строили станционные помещения и дома для путейцев. В 1919 году пошли первые поезда. Для нас это был праздник!..

(Татьяна Яковлевна Добрякова, учитель школы №1.Воспоминания составлены в 1973 году, в то время педагогический стаж Т.Я. Добряковой составлял 45 лет)

… Я помню Пестово с 10 августа 1928 года, потому что в это время приступила к работе в Пестовской начальной школе, прибыв сюда на постоянное место жительства по семейным обстоятельствам. Пестово было тогда небольшой железнодорожной станцией. Эта станция занимала небольшую территорию по обе стороны железной дороги, причем, самой заселённой была заводская сторона. Здесь располагался лесопильный завод. В щитовых зданиях барачного типа жили рабочие. На углу переезда, на повороте дороги на Производственную улицу стоял железнодорожный клуб, он тоже был щитовым зданием барачного типа. За клубом, на том месте, где сейчас размещается Райпотребсоюз (сегодня здесь площадка рынка - прим. автора), рос густой лес, который простирался до Мологи. К реке проходили по тропочке, дороги не было. На месте Военкомата был Леспромхоз – одноэтажное здание, оно сгорело позднее. На теперешней Почтовой улице в деревянном здании находился медицинский пункт. Далее несколько домиков к заводу. Среди них дом, оставшийся от немецкой концессии, он стоит за городской баней, примыкая к забору ЛМК. На Производственной улице, где теперь построены двухэтажные кирпичные дома, были четыре барака…

… На противоположной стороне посёлка уже были улицы: Вокзальная, Ленина, Профсоюзная. Только начала появляться улица Красных Зорь. Далее за ней шёл лес и вязкое болото. Эти улицы были коротенькие, доходили до современного переулка Гагарина, где протекал ручей. Теперь на этом месте прорыта глубокая канава. За ручьем снова шёл лес и красивая большая дорога, по которой ездили в уездный город Устюжну. Часть этой дороги сохранилась, она проходит за Братским кладбищем. Указанные выше улицы были непроезжими, по ним можно было ходить только пешком. Улица Ленина тогда начиналась примерно от современной улицы Соловьева, тогда она называлась Красной. Вся улица Ленина была покрыта высокими пнями и кочками. Частные домики по этой улице утопали в сосновом лесу. Было поэтично, но непривычно для глаз и страшно неудобно для ходьбы. На месте ресторана, Дома культуры и универмага были два деревянных магазина, избушка, где помещалась чайная, много ларьков неприглядных и необорудованных. В центре современного сквера было построено здание рынка барачного типа. В 1928 году районный центр был только что перемещён из села Охона в Пестово. Райисполком размещался в здании на углу улиц Пионеров и Профсоюзов, теперь там квартиры. За улицей Красных Зорь, на том месте, где теперь нефтебаза, район Чапаева, фабрика «Салют» территория была занята лесом и непроходимыми болотами. Я ходила туда за ягодами и заблудилась однажды, вышла только по гудку паровозов.

(Большаков Иван Иванович – рабочий лесокомбината, уроженец д.Струги)

… В 1914 году начато было царским правительством строительство второй Николаевской железной дороги, первая дорога строилась в царствование Николая I. В начале XX века дорога прокладывалась между станциями Мга – Рыбинск. Укладка рельсов проводилась со стороны Красного Холма. Рельсы были уложены до реки Кирва у деревни Варахино-Бельково. В 1916 году рельсы были сняты и увезены. Вместе с началом строительства железной дороги строился и телеграф, соединяющий станцию Пестово с Красным Холмом и со станцией Будогощь. Хотя строительство железной дороги было приостановлено, телеграф действовал. Первым телеграфистом по станции Пестово был Васильев Тимофей Васильевич…

…Через реку Мологу был построен железнодорожный мост деревянный и на деревянных сваях. Со стоны верхнего течения реки вблизи моста были построены огромные ледорезы для задержания и разлома льда во время весеннего ледохода. Кроме того, перед ледоходом каждую весну в Пестово прибывал взвод подрывников, человек 20-30, привозили с собой десятки тонн взрывчатки. Крупные льдины взрывали в случае ледяного завала у моста. Так каждую весну бухали недели две по 40-50 взрывов каждый день. Мост охранялся военизированной охраной, в обоих его концах стояли часовые с винтовками. Свободного прохода по мосту не было, только для людей со специальными пропусками. Когда построили железобетонный мост, часовых не стало. Станцию в 1917-1920 гг. окружал дремучий лес. В местечке Покров-Молога, где раньше проходила большая дорога из Боровичей в Устюжну, через реку Молога устанавливали большой паром на ручной тяге. На этом пароме переправлялись разные грузы в обоих направлениях. На паром помещалось четыре лошади с повозками и грузами, пеших людей перевозили без ограничений. Паромщик за переправу взимал плату. Автомашина с грузом на паром помещалась только одна. …

(Писатель Олег Бедарев, статья из журнала «Юность», 1958 год)

… 1923 год. Пассажирский поезд, состоящий из семи красных товарных вагонов, неуверенно ползет по недавно проложенному железнодорожному пути. … На крохотном разъезде Приданиха паровозик отцепляется и пристраивается позади вагонов. Восемнадцать километров он осторожно толкает состав, а перед большой рекой Молога и вовсе останавливается. Усатый обер-кондуктор проходит вдоль состава, выкрикивая: «Граждане, вылезайте! Через мост перейдёте пешком, а потом сядете опять!» Предосторожность не лишняя. Даже под ногами пешеходов деревянный мост жалобно поскрипывает. Пассажиры усаживаются на противоположном берегу реки и с волнением наблюдают как длиннотрубный «Ч - 639» проталкивает на мост вагоны, потом пускает их своим ходом. Состав останавливается по другую сторону моста при помощи поленьев, подкладываемых под колеса. Теперь сам паровозик начинает переправу. Медленно, словно крадучись, пробирается он по скрипучему мосту. Наконец, и паровозик переправился. Весело прогудев, словно оповещая окрестности о благополучно окончившейся переправе, он снова толкает состав вперед. Километр пути и станция Пестово. Собственно вся станция – небольшое бревенчатое здание, потонувшее среди могучих вековых сосен. Начальник станции рассказывает, что три дня назад ходил в деревню Дурманы купить молока, и у него пропала собака: « Звал, звал, так и не вернулась из лесу. Видать медведь порвал…»

Всю жизнь он прожил в домике на углу улиц Ленина и Соловьева. На фотографиях его архива – история станции. На первой из них только что построенное после пожара 1927 года здание вокзала. На его открытие собрался весь коллектив путейцев станции Пестово…

Полный текст воспоминаний вы можете прочитать в первом томе краеведческого сборника «Пестово»

45837

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы