ДВЕ СТИХИИ, ИЛИ СОВСЕМ НЕ УЧИТЕЛЬСКАЯ БИОГРАФИЯ
Скромная, обаятельная, женственная, мудрая и человечная – так отзываются об учителе русского языка и литературы
МАОУ«Средняя школа № 2 г. Пестово» Ирине Петровне Мозговой её коллеги. 8 февраля она отмечает замечательный юбилей.
С чего же всё начиналось? Родилась Ирина Петровна в Алтайском крае, в Славгородском районе, однако своей родиной считает Сибирь. Отец был прорабом. Много строил, колесил по стране. А в Новосибирской области семья осела. Там, в деревне Морозовка Карасукского района маленькая Ира ходила сначала в детский сад, затем и в школу. Всегда была папиной дочкой. Он - коммунист до мозга костей, ярый, жил для людей. А мама была простой колхозницей, человеком добрым, чутким. Уборка, посевная, заготовка кормов - у неё аврал. Хорошей хозяйкой: у неё в любой год на огороде был отменный урожай.
Папы не стало рано. Ирина тогда училась в первом классе. Мама осталась одна в сорок лет. Замуж так и не вышла. И всё говорила, что обещала мужу поставить детей на ноги, дать высшее образование. Что она и сделала.
- Работать нас, деревенских, приучали рано. С 10 лет у меня ежегодно была пятая трудовая четверть. Колхозу помогали: готовили веники, стригли баранов. А после 8 класса я работала в соседней деревне на кирпичном заводе, - вспоминает Ирина Петровна.
В школе она всегда была при портфеле - активистка. Председатель совета дружины, секретарь комсомольской организации школы. И очень любила проводить время с маленькими соседскими детьми. Дочь своей учительницы даже научила читать. Они всё время играли в школу. Детвора в деревне частенько называла Ирину няней.
Но быть учителем она не собиралась. Её всегда привлекала журналистика. Хотелось писать. В пионерском возрасте сотрудничала с местной газетой. Она там тоже (не поверите!) называлась «Наша жизнь». Писала вести из школьной жизни. Лет в 11 начала сочинять стихи.
Школа была деревенская, учителя менялись, особенно остро проблема стояла с педагогами иностранного языка. И учителя постепенно настроили Ирину на пединститут. В 9 и 10 классах она готовилась к поступлению именно туда. Конечно же, перед глазами были примеры самоотверженного учительского труда. Это первая учительница Лидия Васильевна Новак. Вот кого ребята не для красного словца, а от сердца называли второй мамой:
- Я себе всегда говорила: если уж и быть учителем, то таким, как Лидия Васильевна. Она за нами зорко наблюдала. Всё знала. Душу каждого... Она не просто нас учила, она нас воспитывала, лепила. Кого пожалеет, кого поругает. Формировала в нас характер.
А ещё любви к профессии научила классная мама Лариса Дмитриевна Бусель (классный руководитель с 5 по 9 класс). Она просто влюбила девушку в литературу. У неё были самые интересные уроки. Не местная, статная, с богатой речью. Ирина на неё просто любовалась. Часто бывала в гостях. Затаив дыхание, разглядывала книги. И мечтала, когда вырастет, заведёт такую же библиотеку. Новинки она читала у Ларисы Дмитриевны. В сельской библиотеке было не так много книг, как бы ей хотелось. Читала много, в старших классах совсем не то, что было нужно. И это тоже заслуга Ларисы Дмитриевны.
В 1984 году, успешно сдав вступительные экзамены, даже немецкий на «4», Ирина стала студенткой факультета русского языка и литературы Новосибирского государственного пединститута. А через несколько месяцев у мамы обнаружили неизлечимую болезнь… Старший брат уже окончил вуз и строил семью. После смерти мамы дом отошёл колхозу. И от родины у неё остались только две могилы, папина и мамина. Ирина вынуждена была опуститься на грешную землю, завоёвывать место под солнцем:
- Бросив институт, начала «учиться» в университете жизни. Освоила рабочие специальности: сверловщица и ... вторую даже трудно произносить, вязальщица-пробивальщица... В общем, делала подоснову под линолеум, Зарабатывала больше, чем учитель или инженер.
Однако, к счастью, всё изменилось. Семья. Возвращение в институт. К тому времени он стал уже университетом. Было здорово на практике! Они приходили в школу желторотыми студентами, а наставники терпеливо делали их учителями. И у Лидии Васильевны, и у других своих наставников Ирина Петровна научилась, что за детей надо переживать, быть рядом, не над ними.
В 1994 году И.П. Мозговая получила диплом учителя русского языка и литературы. Успела поработать старшей пионерской вожатой, школьным библиотекарем. Первыми учениками Ирины Петровны стали пятиклассники новосибирской школы №115. Потом она работала в школе №12, в Центральном районе г. Новосибирска.
В 1998 году приехала в Пестово. Ехала в школу №6, но Любовь Павловна Овчинникова, директор второй школы, переманила. Здесь сразу же боевое крещение - 11 классы. В одном - классное руководство. Замечательные были ребята!
Вот такая совсем не учительская биография…
Общий стаж Ирины Петровны Мозговой - около 32 лет.
Сама она говорит о себе так:
- Две стихии во мне постоянно в борьбе. Поэтому я и ушла на 16 лет в редакцию районной газеты. Столько замечательных людей встретила на своём пути… Написала много очерков, статей, стихотворений и автобиографическую повесть. В общем, можно собирать книгу. Жизнь заставляет летать, добывать и добиваться. В газете у меня много наград, а в школе я ещё новичок!
Сегодня Ирина Петровна не только учитель, классный руководитель, но и руководитель кружка «СМИшка», в котором ребята постигают азы журналистики. Это судьба! Её учительское кредо: в классе я и ещё 30 «Я», любознательных, вредных, зорких, упрямых, одарённых и родных.
А как же счастье? Две взрослые дочери, внук и внучка. Внуки - её радость и гордость.
Дорогая Ирина Петровна! Коллектив школы №2 поздравляет Вас с юбилеем и желает сибирского здоровья, счастья, благополучия и творческих успехов!
Оставить сообщение: