Рекламный баннер 990x90px ban1
81.14
92.22

Клуб любителей фантастики

Клуб любителей фантастики
Продолжение разговора о кинофантастике
Игорь Евсеев
Слово о попытках снимать кино по произведениям братьев Стругацких

... Конечно, не могу не упомянуть фильмы по произведениям Аркадия и Бориса Стругацких. К сожалению, кинокритики приходят практически к единодушному мнению, что экранизировать Стругацких наши режиссёры не умеют.
Кир Булычёв: «Стругацкие настолько самобытны, что любая попытка передать их в ином виде искусства обречена на провал. Но как не хотят соглашаться с этим режиссёры! Стругацкие – постоянный вызов величайшим из них, не говоря уж о середняках».
«Сталкер» — советский фантастический фильм-притча режиссёра Андрея Тарковского, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1979 году по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Одно из наиболее значительных произведений в творчестве Андрея Тарковского. Наряду с его фильмами «Андрей Рублёв», «Солярис» и «Зеркало», «Сталкер» периодически включается в списки лучших кинопроизведений всех времён.
Но этот фильм именно Тарковского, от повести «Пикник на обочине» не осталось почти ничего. Даже характеры главных героев повести и фильма противоположны. Режиссёр снимал так, как сам представлял идею произведения – не зря Стругацкие переписывали сценарий девять раз.
В феврале 1976 года Стругацкие закончили второй вариант сценария с рабочим названием «Машина желаний», который не устроил режиссёра. Те первые наброски Тарковский назвал слишком «пёстрыми» и нуждающимися в «ускучнении». Писатели терпеливо относились к бесконечным переделкам сценария.
Борис Стругацкий: «Нам посчастливилось работать с гением, — сказали мы тогда друг другу. — Это значит, что нам следует приложить все свои силы и способности к тому, чтобы создать сценарий, который бы по возможности исчерпывающе нашего гения удовлетворил».
Аркадий Стругацкий: «О фильме много и разнообразно говорят, но сходятся в одном: он чрезвычайно сложен и многозначен. Кроме того никто не сомневается, что это работа высшего международного класса. И да не будут приняты эти слова за самохвальство! Главная заслуга в создании фильма «Сталкер» принадлежит А. Тарковскому, мы же были только его подмастерьями».
Хотя в титрах Тарковский не значился как сценарист, он считался одним из трёх соавторов, и роль его заключалась в выбраковывании материала. Борис Стругацкий вспоминал, что по сравнению со сценарием «Машины желаний» никакое другое произведение не отняло у них столько сил, и назвал эту работу бесконечно изматывающей. Из-за «Сталкера» откладывалась повесть «Жук в муравейнике». Председатель Госкино СССР Филипп Ермаш предупреждал Тарковского, что братья имеют репутацию «неэкранизируемых». Но Тарковский твёрдо стоял на своём.
Производство фильма сопровождалось множеством проблем, в частности, из-за землетрясения 11 января 1977 года пришлось искать новое место съёмок. Двадцать пятого мая 1979 года на киностудии «Мосфильм» состоялся первый закрытый показ картины. Премьера для рядового зрителя состоялась в июле 1979 года в Томске. Московская премьера прошла лишь в мае 1980 года. В 1980 году фильм был удостоен специальной премии для внеконкурсного фильма на МКФ в Каннах, а сам режиссёр получил специальный приз «Лукино Висконти» национальной итальянской кинопремии «Давид ди Донателло».
«Дни затмения» - советский художественный фильм режиссёра Александра Сокурова, снятый в 1988 году по сценарию Юрия Арабова при участии Петра Кадочникова, Аркадия и Бориса Стругацких (по мотивам повести братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света»).
В 2000 году фильм «Дни затмения» был включён в список ста лучших фильмов за XX век истории отечественного кинематографа по версии гильдии кинокритиков России.
Главный герой, врач Дмитрий Малянов, попавший в крайне чуждую для него среду, в чужой, враждебно настроенный к нему захолустный туркменский город, почти деревню. Главный герой ежедневно сталкивается с множеством людей и непонятной для него, почти «варварской» азиатской действительностью. Вокруг халупы, развалины, убогие дома из глины и фанеры, пыльные просёлочные дороги, лица без выражений и смысла.
Повествование ведётся в полудокументальной манере, где смешаны чёрно-белые и цветные кадры, иногда плавно меняющие цвет, показана жизнь заштатного городка в Туркмении на берегу Каспийского моря. Вокруг главного героя десятки больных детей, кошмарные картины психиатрической клиники среди выжженной пустыни: человеческой и реальной. Действие происходит на фоне густого смешения звуков (характерного для ранних работ Сокурова), постоянно в действие картины вторгается ретрансляция радио, симфоническая музыка и многоголосная речь на самых разных и неожиданных языках мира.
Временами доктор ещё порывается что-то писать и как будто даже практикует - лечит детей, но, похоже, что смысл жизни для него утерян, а «Конец света» в этом заброшенном углу уже давно наступил.

«Гадкие лебеди» — совместный российско-французский кинофильм режиссёра Константина Лопушанского, снятый по мотивам одноимённой фантастико-филосовской повести братьев Стругацких.
Главный герой писатель Банев идет по школьному коридору. Вокруг все дети одеты необычно для школьников — в наглухо застёгнутые чёрные до пола сюртуки. Стены покрыты математическими формулами. В аудитории дети, которые оказались по своему уровню общения и интеллекту значительно превосходящими не только своих сверстников, но и многих взрослых, задают Баневу вопросы о будущем, о смысле жизни, о том, как можно любить людей, которые творят зло. Банев также наблюдает успешное освоение детьми левитации.
«Обитаемый остров» — российский фантастический фильм режиссёра Фёдора Бондарчука, экранизация одноимённого романа братьев Стругацких. Был выпущен в 2009 году в двух частях. Сюжет, выдержанный в духе научно-фантастической антиутопии, рассказывает о землянине Максиме, который попал на пост апокалипсическую планету Саракш и оказался вовлечён в борьбу с местным режимом, использующим промывание мозгов.
Дилогия оставила у критиков смешанное впечатление. «Обитаемый остров» получил одобрительные отзывы за масштабность, визуальный ряд и спецэффекты, но негативные — за монтаж и игру исполнителя главной роли Василия Степанова. Обе части были лидерами российского проката на момент выхода. Среди снятых в России в 2009 году 78 кинофильмов «Обитаемый остров» имел наивысшие кассовые сборы - 21,8 млн. долларов. Он вошёл в число самых кассовых фильмов Европы по итогам 2009 года, но, несмотря на это и учитывая большой объём бюджета, фильм не окупился.
Задолго до того, как фильм "Обитаемый остров" вышел в прокат, его рекламировали везде и всюду как первый в истории российского кино блокбастер с супер спецэффектами. Очень многообещающе, особенно если учитывать, что книга, по которой он якобы снят, действительно интересная и захватывающая.
«Чародеи» — советская новогодняя комедийная двухсерийная киносказка режиссёра Константина Бромберга по сценарию братьев Стругацких. Премьера на ЦТ состоялась 31 декабря 1982 года в 16:15. Повторный показ фильма осуществлён в январе 1983 года — по II программе ЦТ.
Лёгкий праздничный фильм
Имена отдельных героев и общая характеристика места действия (некий научный институт в маленьком городке, где изучают волшебство и магию), как и некоторые другие детали, взяты из повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», однако «Чародеи» не являются экранизацией этой книги и представляют собой совершенно самостоятельную историю.
Когда в 2016-м году в запасниках ЛенТВ обнаружили фильм, который являлся прямой экранизацией повести «Понедельник начинается в субботу». Любители Стругацких восприняли это, как сенсацию.
Ленинградский программист Александр Привалов во время отпуска поблизости от северного города Соловца подвозит автостопом двух сотрудников местного института. Они устраивают его переночевать в музей института на улице Лукоморье, где его встречает смотрительница музея Наина Киевна Горыныч.
Наступает ночь, и начинаются чудеса. Ладно, говорящий кот, так в комнате, где ночевал Александр, и зеркало было очень даже говорящим. Когда же Привалов выловил из колодца говорящую щуку, он уже ничему не удивлялся.
Поначалу Привалов воспринимает все как должное, но постепенно он осознает, что в музее и в городе постоянно происходят необычные события...
Новогоднюю киносказку "Чародеи" знают все, но только к повести "Понедельник начинается в субботу" она имеет отношение небольшое. Аркадий и Борис Стругацкие писали сценарий к этому фильму, используя лишь некоторые идеи из своего знаменитого произведения. "Чародеи" никоим образом не являются экранизацией "Понедельника" и являются абсолютно самостоятельной историей.
Поклонникам "сказки для научных работников младшего возраста" всегда хотелось увидеть любимых персонажей на киноэкране, но почему-то "Понедельнику" с киношниками не везло. Тем не менее, фильм был снят в 1965 году режиссером телевидения А. Белинским, в нем приняли участие малоизвестные ленинградские актеры В. Смирнов, Н. Слободская, О. Лянсберг, Л. Секирин, В. Костецкий, Р. Литвинов и другие.
Строго говоря, это даже не экранизация, а, скорее, театральная инсценировка. Ленту снимали в павильоне без натурных съемок. Для создания антуража использовались... рисунки, потому как денег на реквизит у создателей не было. Фильм смотрится, конечно, очень дешево даже по меркам кино 60-х гг. Как мог этот фильм смотреться рядом, например, с фильмом Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», который вышел в том же, 65-м году. В результате «Понедельник» был положен на полку более чем на полвека.
44064

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы