Продолжаем знакомить вас с материалами первого тома краеведческого сборника «Пестово».
В 2002 году Ирина Бойко, Александр Беляков, Дмитрий Иванов, Александр Чистяков - ученики второй школы и их руководитель, учитель истории, Малечкина Антонина Вальтеровна нашли интереснейшие сведения о создании крупного лесопромышленного предприятия эпохи НЭПа - концессии «Мологолес» в 20 -е годы XX века. Их исследование «История немецкой концессии Мологолес» - результат серьёзной работы с архивными документами, научными публикациями и воспоминаниями очевидцев событий.
Осталось напомнить, что мы размещаем статью на страничке музея со значительными сокращениями. Для желающих ознакомиться с этим исследованием полностью ещё есть возможность приобрести первый том сборника «Пестово». Приходите в музей!
...Начало двадцатых годов ХХ века. Тяжелое время для нашей Родины. Окончилась гражданская война, в стране разруха. Правительство меняет экономический курс. На смену военному коммунизму приходит новая экономическая политика. Создаются условия для иностранных инвестиций, так необходимых для восстановления промышленности…
23 ноября 1920 г. было принято «Постановление об общих экономических и юридических условиях концессий», в котором говорилось, что правительство РСФСР будет предоставлять соискателям такие концессии, которые не конкурируют с уже национализированной промышленностью, возьмутся за налаживание производств, лишенных возможности получения в быстрые сроки государственной поддержки. При этом они не должны истощать национальные природные богатства и рабочую силу, в кратчайший срок увеличить производственную мощь страны...
... 12 сентября 1923 г. в Москве был подписан концессионный договор, в соответствии с которым фирме из немецкого города Фрейбурга, торгующей лесоматериалами, была предоставлена лесопромышленная концессия «Мологолес»...
… Концессионеру было предоставлено право эксплуатации леса в 21 лесничестве вдоль линии железнодорожной дороги от Будогощи до станции Пестово, по верхнему течению р. Мологи в районе Красного Холма на площади более 1.000.000 десятин. Концессионер был обязан:
- производить сплошную рубку леса, не менее 5 000 десятин в год;
- в течение 2-х лет пустить один или несколько лесопильных заводов в общем на 6 рам;
- в тот же срок построить шпалопропиточный завод производительностью в 1 млн. шпал ежегодно;
- до 10 заводов для химической обработки пней;
- в течение 10 лет построить лесопильный и целлюлозный заводы.
Срок концессии - 25 лет.
В случае постройки целлюлозного завода в 2 года — срок концессии удлиняется до 37 лет.
Концессионер обязан был достроить участок железной дороги между станциями Будогощь и Красный Холм, затратить на постройку 7 млн. рублей в срок от 3 до 5 лет. Эти 7 млн. должны быть погашены советским правительством в 25 лет по 280.000 руб. ежегодно с начислением 6% годовых.
В конце 1923 г. немецкие предприниматели начали завозить в район лесоразработок инструменты, материалы, оборудование: 9840 пил, 7669 топоров, 23988 напильников, рабочие костюмы и рукавицы.
Весной 1924 г. начались строительные работы, а 6 декабря были пущены 3 лесопильных завода в Сольцах, Песи и Пестове. Самое крупное производство было развернуто в Пестове, был построен лесопильный завод, ящично-реечное отделение, ферменный завод, шпалорезка, баня, конюшня. Осенью 1926 г. на Пестовском лесозаводе числилось не менее 850 рабочих.
Для строительства железной дороги было создано специальное предприятие «Мологожелдор». Есть сведения о том, что за период действия концессии в железнодорожное строительство был вложен 1 млн. руб.
Подробно о том, как строили завод, пишет в своих воспоминаниях, датированных 1973 г., Виноградов Павел Степанович, который работал на заводе с 1925 г. Эти воспоминания хранятся в районном архиве, и мы ими воспользовались. Вот что пишет Павел Степанович: «…Лесопильный завод строился ручным трудом. Котлован копали лопатами, землю отвозили тачками, бревна и строительные материалы переносили на плечах, редко перевозили на лошадях. В машинном помещении установили паровую машину «Вольф» с ременной передачей на генератор. Она обеспечивала работу 4 лесорам…».
... Для обеспечения сырьем завода возникла необходимость в
лесной бирже, и она была организована в 1926 году германской концессией. В 1927 г. она передана тресту «Ленлесосплав» и стала самостоятельным предприятием. Основное назначение: выкатка древесины, поступающей сплавом по реке Молога, с последующей сортировкой по ассортиментам и отправка на внутренний и внешний рынки. Сырье на лесобиржу поступало по реке Молога из Лесного, Сандовского, Весьегонского ЛПХ, Пестовского ЛПХ…
… Лесобиржа выпускала дрова, пропсы, балансы и бревна. Половина продукции реализовывалась в направлении на Ленинград, около 30%на Москву и около 20% в другие районы СССР. В том числе значительная часть крепежного материала (пропсы) направлялась в Донбасс. Экспортные, литовские брёвна, пропсы и балансы направлялись исключительно в Ленинградский торговый порт. Площадь биржи составляла 132 га. Для выгрузки древесины из воды на бирже имеется два продольных и два поперечных элеватора и пять лебёдок. Для разделки древесины имеется девять балансирных пил, шпалорезная станция. Для приведения в движение элеватора поставлены четыре двигателя внутреннего сгорания. Лебёдки обслуживались тракторами. Шпалорезная станция работала от локомобиля и была оборудована электропилами. Биржа имеет железнодорожные ветки...
... Постоянных служащих и рабочих на лесной концессии к октябрю 1925 г. числилось 1546 человек, из них 21 человек — германские подданные. Относительно точного числа временных и сезонных рабочих сведений нет. В 1924-25 операционном году на лесозаготовках было занято преимущественно крестьянское население, около 12 тысяч человек при 5 тысячах лошадях...
Производство на всех объектах постепенно развивалось. Оборот концессии в 1925-26 г. г. составил 14,5 млн. руб. По сообщению немецкой газеты «Берзен курьер» от 31 марта 1926 года, «Мологолес» открыла фабрику ящиков производительностью 1800 штук в день, ежедневно грузила 150 вагонов леса. Предприятие выпускало шпалы, фермы, пиломатериалы, ящики, дрова. 90% продукции шло на внутренний рынок…
… Условия договора давали возможность концессии работать до 1960 года, но договор был расторгнут в 1927 году...
…Итоги деятельности концессии «Мологолес»
1. В глухом месте, каким был район концессии до 1924 года, построен лесозавод, который стал собственностью государства, основой будущего крупного комбината, градообразующего предприятия. А в годы войны этот завод выполнял важные оборонные заказы.
2. Проложена железная дорога протяженностью 360 вёрст.
3. Подготовлены специалисты по лесозаготовкам и деревообработке, из числа которых вышли первые руководители лесозавода после расторжения концессии.
4. Местное население получило возможность работать. Каждое утро к проходной завода приходили люди в надежде получить работу.
5. Вокруг лесозавода и станции Пестово строились дома. И в 1927 году Постановлением Президиума ВЦИК от 19 сентября 1927 года был образован рабочий поселок Пестово с включением его в состав железнодорожной станции Пестово и поселка при нем…
6. Построенная концессионерами лесобиржа стала самостоятельным предприятием.
7. Продукция лесопереработки, которая шла в разные районы страны, была очень важна в условиях восстановления экономики…
8. …В концессии «Мологолес» действовал один зубной кабинет и один фельдшерский пункт, намечено было его превращение во врачебный. Происходила заготовка материалов для постройки больницы в районе концессии «Мологолес». Район концессии был одним из 5 заводских районов Череповецкой губернии, где осуществлялось медицинское страхование, были сравнительно крупные группы застрахованных. Застрахованные получали очки, зубные протезы, а также возможность лечиться в Ленинграде. Эти сведения позволяют нам сделать вывод о том, что концессионеры проявляли определённую заботу и о здоровье рабочих…
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: